Главная»Новости»Государство и экономика
25.11.2014

Минфин планирует войти в топ- 20 рейтинга открытости федеральных органов власти

 

«Открытость деятельности в области финансов, бюджета как раз говорит об открытости Правительства в выработке финансовой политики. Мы должны иметь лидерские позиции с точки зрения прозрачности политики государства в области финансов, бюджета, налогов и так далее», — сказал Антон Силуанов.

 

Для внедрения 10 механизмов открытости в Минфине создан проектный офис с ответственными по каждому направлению. Концепция предусматривает разработку министерствами и ведомствами планов реализации механизмов, а также информирование общественности о результатах выполнения этих планов. Такой план в Минфине утвержден после проведенного в марте 63 министерствами и ведомствами самообследования. Тогда Минфин оказался на 52 месте (67 баллов из 300). Самые низкие оценки ведомство поставило себе по планам деятельности, понятности и работе общественных советов. Особенно сложной казалась работа с референтными группами, признала первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко. Сегодня Минфином выделено 28 референтных групп по всем направлениям деятельности.

 

«Ставя задачу по работе с референтными группами на 2015 год, нужно определить целевые установки и задачи, которые бы фокусировали нашу работу на конкретный результат… Региональные управления финансов и экономики, которые во многом ориентируются на Минфин, – огромная сеть, при помощи которой мы должны доводить до налогоплательщиков — бизнеса и граждан — основы госполитики. Давайте для этой референтной группы… разработаем своеобразную программу применения Стандарта открытости», — дал рекомендацию Михаил Абызов.

 

Рекомендация Экспертного совета при Правительстве и ВШЭ — усилить обратную связь с гражданами и референтными группами. В Минфине с этим согласны. В концепцию нового сайта уже заложена возможность отслеживания заявителями хода рассмотрения их обращений, предусмотрены различные опросы, отметила Татьяна Нестеренко.

 

«Нам тоже кажется, что понятность должна быть одним из приоритетов. Такая задача стоит перед всеми ведомствами. [Омбудсмен] Элла Памфилова поднимала этот вопрос на встрече с Президентом: что открытость повышается, а граждане в понятной форме не знают о своих правах, льготах, субсидиях», — посетовал член Экспертного совета Александр Брагин.

 

Минфин уже начал «перевод» ряда документов в понятный формат: подготовил ряд презентаций по госпрограммам и публичной декларации, более 10 видеороликов, установил несколько инфоматов. В будущем, возможно, они появятся в кредитных учреждениях, налоговых инспекциях, казначействах. Одним из механизмов открытости в работе Минфина стал «бюджет для граждан» — упрощенная версия федерального бюджета. Макет этого документа обсуждался 20 ноября на заседании Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства. Итоговая версия будет опубликована до 10 декабря.

 

«Один из самых важных результатов работы Минфина в этом году — реализация проекта «Бюджет для граждан», направленного на  повышение прозрачности и понятности информации о бюджете РФ и как следствие — на повышение финансовой грамотности населения», — напомнил Михаил Абызов.

 

Но эксперты полагают, что работа ведомства по стимулированию общественного контроля недостаточна, при этом речь идет не о бюджете в целом, а о конкретных объектах, выразила обеспокоенность старший научный сотрудник ВШЭ Наталья Дмитриева.

 

«Министерство должно предоставить технологическую площадку для общественного контроля и обратной связи в виде электронного бюджета… вплоть до муниципалитета… Думаю, что из набора инвестиционных расходов необходимо выбрать список объектов, который, возможно, совместно с Минфином, Росфиннадзором, Казначейством сопроводить в отдельном порядке», — предложил Михаил Абызов.

 

«Точкой роста» могла бы стать отчетность в более доступной форме о реализации публичной декларации целей и задач. А внешнюю оценку деятельности ведомства должны представлять независимые эксперты, в том числе в рамках нового формата проведения итоговой коллегии Министерства.

 

«Считаю, что есть все возможности провести эту коллегию в обновленном формате, представить помимо традиционного отчета еще и публичный отчет о реализации основных целей и задач публичной декларации и общественный взгляд на выполнение Минфином своих задач. Нужно привлечь общественный совет», — указал Михаил Абызов.

 

План по реализации Концепции открытости на общественном совете обсуждался и одобрен. Приняты десятки ведомственных приказов и регламентов, которые обеспечат прочную основу для непрерывной и повседневной работы Министерства по раскрытию информации, количество материалов на сайте увеличилось на 30%, приняты стратегии развития сайта и аккаунтов в соцсетях, обновляются 39 наборов открытых данных и т.д. Есть идея создать «исторический» набор данных  по бюджетам России, начиная с 1861 года.

 

«Основными точками роста пока видим… построение информационной модели «бюджета для граждан», ориентацию на коммерческое использование открытых данных, реализацию стратегии развития нового сайта и создание активных референтных групп», — обозначила задачи Татьяна Нестеренко.

 

По итогам года Минфин планирует улучшить результат самооценки по механизмам открытости втрое. Провести такую оценку до конца года ведомствам поручила Правительственная комиссия. Но в следующем году будет проведена также внешняя оценка с участием граждан и экспертов, напомнил Михаил Абызов. Первую такую оценку Открытое правительство и ВЦИОМ представили в октябре. Исследование открытости касалось 10 «социальных» ведомств. Лидером пока стал Минтруд.

Источник: minfin.ru