Главная»Новости»Государство и экономика
29.10.2014

Пресс-релиз

Заместитель директора Департамента международных финансовых отношений Минфина России Анна Валькова отметила: «Задача повышения финансовой грамотности – комплексная и долгосрочная, и требует постоянной кропотливой работы. Чем больше мы изучаем эту проблему, тем больше убеждаемся в ее актуальности. В настоящее время Минфин России в рамках реализации проекта приступил к разработке национальной стратегии в области финансового образования с другими заинтересованными ведомствами. Данные исследования представляют наиболее полную информацию для разработки дальнейших мер в этой области».

Объем выборки для исследования составил шесть тысяч человек в двух экспериментальных регионах – Волгоградской и Калининградской областях, и в двух контрольных регионах – Оренбургской и Ярославской областях. В каждом регионе в опросе приняли участие 1,5 тысячи человек.

Выяснилось, что для большинства россиян основным источником знаний в области личных финансов являются сотрудники банков. Так, 45,3% опрошенных считают, что именно сотрудники финансовых организаций лучше других могли бы проинформировать их по различным финансовым вопросам.

Следом за банковскими сотрудниками в качестве источников знаний названы независимые финансовые советники (34,9%) и СМИ (29,4%). Чуть реже респонденты упоминали интернет и «сарафанное радио».

Организации по защите прав потребителей и независимые финансовые консультанты имеют наибольшее влияние на пользователей финансовых услуг и представителей высокодоходных групп населения (с доходом более 16 тыс. рублей на человека в месяц). Студенты чаще доверяют преподавателям вузов экономического профиля и реже – СМИ.

Невзирая на то, что для большинства граждан фронт-офисы банков являются главным источником информации о финансовых услугах, в справедливость банкиров россияне не верят. Лишь 19,3% респондентов полагают, что если между ними и банком возникнет спор по поводу оказанных услуг, то он будет разрешен справедливо. Среди тех, кто пользуется финансовыми услугами, этот процент чуть выше – порядка 22,5%. Те, кто финансовыми услугами не пользуются, на справедливость надеются меньше (15,0%). При этом в случае обнаружения обмана, обращаться в суд готовы только 37,8% граждан.

На момент опроса финансовыми услугами пользовались 69,2% россиян. Банковским кредитом (за исключением ипотеки и кредитных карт, о которых респондентов спрашивали отдельно) пользовались 18,8% россиян, а если учесть всех, кто брал кредит за последние 5 лет, то доля пользователей увеличивается до 25,7%. Чуть более половины россиян твердо знают, что банковские кредиты нужно отдавать вне зависимости от личных обстоятельств.

Связь между риском и доходностью (чем выше доходность, тем больше риск) при покупке финансового продукта видят 65,9% опрошенных. Также выяснилось что россияне, прежде всего те, которые пользуются финансовыми услугами, владеют финансовой арифметикой, т.е. знают о простом и сложном проценте, способны его рассчитать. А вот с тем, что при покупке финансовой услуги они сравнивали альтернативные предложения, согласны только 23,8% респондентов из низко- и среднедоходных групп населения.

В случае возможных потерь на финансовом рынке большинство надеется на помощь государства. К примеру, только 40% опрошенных из низко- и среднедоходных групп населения понимают, что убытки при операциях на финансовом рынке – это их личный риск и ответственность.

Сбережения на пенсию имеют лишь немногие из тех, кто сейчас трудится. Большинство же будущих пенсионеров надеются не на финансовые институты, не на государство, а на свои силы: 58,3% респондентов планируют работать и после достижения пенсионного возраста.

О «финансовом буфере» на случай кризисных жизненных ситуаций тоже задумываются немногие – только 29,5% россиян старше 18 лет стараются откладывать деньги на «черный день».

Кроме того, исследователи выяснили, что лишь 35% россиян ведут себя предусмотрительно при подписании договоров с финансовыми организациями. Каждый десятый подписывает договор, не читая его, каждый пятый читает, но подписывает независимо от того, понял он текст полностью или нет. А 27% россиян вообще не имеют опыта подписания договоров с финансовыми организациями.

Источник: minfin.ru